КРЕНГОЛЬМ. Неизвестное прошлое «Вороньего острова»
История острова Кренгольм, известного в далёком прошлом как Крокехольм или Вороний остров (со старошведского), насыщена мистическими переименованиями и значимыми событиями. От необитаемой заповедной территории до своего преображения в середине XVII века, когда нарвский купец Карл Суттгоф купил его и переименовал в Крёнхольм, что означает "Зелёный остров", этот край всегда будоражил фантазии людей, оказавшихся здесь.
Промышленник Суттгоф не только построил на острове две лесопилки, но и летний дом, который стал местом отдыха знатных особ и вдохновением для многих писателей и поэтов благодаря великолепному виду на нарвские водопады.
«Приблизившись к реке, изумлен я был зрелищем величественным: широкая река, спокойно несшая доселе свои воды, встретив сопротивление от огромных камней, дивною силою природы набросанных поперек ее, и образующих целые утесы, силится разрушить преграды, и с клокотанием низвергается в пропасть, к подошве утесов; в стремлении своем она делает боковые движения, прокладывает новые русла, и представляет целый ряд водопадов, один другого выше, один другого грознее…».
Отрывок из «Путевых записок о Нарве» (1834) Константина Арсеньева
Вторая половина XIX века ознаменовалась строительством одного из крупнейших в Европе хлопчатобумажных предприятий. Это предприятие, созданное амбициозным предпринимателем Людвигом Кнопом, внесло существенные изменения в ландшафт и жизнь острова. Из крестьянской деревушки остров превратился в развитый город с больницей, школой, рынком и тюрьмой. Производственные здания мануфактуры были окружены парками и садами, где цвели палисадники под окнами домов.
«Еще издалека, проходя по мосту, рабочие слышали глухой рокот и гул. А когда люди, миновав ворота и мрачный сводчатый проход, вступили на первый фабричный двор, шум этот нахлынул на них, как рев бушующего моря, заглушая и поглощая все остальные звуки. Куда не взглянешь — только стены и стены, только окна и окна! … А какой гул стоит за этими бесчисленными окнами! В темнеющих квадратах не различишь, что там происходит, но величественный, мощный грохот, который сотрясает воздух и землю, рокот и вращение машин, которого не видишь в темных окнах, а скорее угадываешь, — все говорит о том, какое лихорадочное движение, какая бурная жизнь там кипит».
Отрывок из романа Эдуарда Вильде «Железные руки» (1898)
Особое место в истории острова занимает дерево, посаженное цесаревичем Николаем Александровичем в 1858 году. Хотя это дерево не сохранилось до наших дней, как и шум водопадов и станков, сегодняшний Кренгольм всё ещё воплощает дух промышленной мощи прошлых лет.
Кренгольм - это не просто остров, а символ промышленного развития и культурного наследия, который продолжает привлекать внимание исследователей и туристов, желающих прикоснуться к его богатому прошлому и ощутить мощь его исторической значимости.
J. Stolfat. Kreenholmi saar 1854. aastal,1916. EAA
Narva kosk saarega 1636. aastal. Graafika. NLM _ 111:157 K 2:157
Kosk ja Kreenholmi saar Narva lähistel. Graafika. 1780. NLM _ 111:156 K 2:156